ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ?

Итоговое сочинение – это экзамен, главная цель которого проверить умение выпускников рассуждать на нравственно-этические темы, аргументировать свое мнение, привлекая литературные источники. Также оно служит допуском к государственной итоговой аттестации для выпускников 11-х классов.
Даты проведения итогового сочинения в 2024-2025 учебном году:  основной день – 4 декабря 2024 года; резервные дни: 5 февраля 2025 года и 9 апреля 2025 года.
На написание итогового сочинения выпускникам дают 3 часа 55 минут. Тематика итогового сочинения делится на три больших блока, состоящих из подразделов:
1. «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека». Подразделы: «Внутренний мир человека и его личностные качества», «Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом», «Познание человеком самого себя», «Свобода человека и её ограничения»;
2. «Семья, общество, Отечество в жизни человека». Подразделы: «Семья, род; семейные ценности и традиции», «Человек и общество», «Родина, государство, гражданская позиция человека»);
3. «Природа и культура в жизни человека». Подразделы: «Природа и человек», «Наука и человек», «Искусство и человек», «Язык и языковая личность»).
Разделы и подразделы опубликованы на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).
В день экзамена ученики получают билет с шестью темами. Формулировки звучат примерно так: «Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?» или «Реальное и виртуальное общение: в чём преимущества каждого из них?». Выпускник выбирает одну тему и пишет по ней рассуждение. Результаты школьникам скажут в течение 12 дней.
Чтобы работу выпускника проверили, необходимо выполнить два требования: пройти по объему и показать самостоятельность написания. Минимально допустимое количество слов – 250. Максимальный порог не установлен, но рекомендуют писать сочинение объемом не более 350 слов: этого хватает для раскрытия нравственно-этической проблемы.
Работы оценивают по пяти критериям. За каждый критерий ставят плюс или минус.
Для зачета достаточно набрать три балла из пяти (причем два балла обязательно должны быть по первым двум критериям):
1. Соответствие теме. Ученик получает плюс по этому критерию, если в его тексте: прослеживается конкретная цель высказывания, есть тезис – ответ на вопрос по выбранной теме, литературный аргумент соответствует теме и тезису;
2. Аргументация. Ученик получает балл, если сочинение написано с опорой на литературный источник, без грубых искажений материала;
3. Композиция и логика рассуждения. Если нет тезиса и аргументов, плюс не получить. То же – если текст не разбит на абзацы, полон логических нарушений, которые мешают воспринимать информацию;
4. Качество письменной речи. Балл зачтут, если нет речевых ошибок или они не затрудняют восприятие текста. Этот критерий самый мягкий, так как не указано допустимое количество речевых ошибок.
5. Грамотность. Незачет ставят, если на 100 слов приходится более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Например, если ученик напишет сочинение на 300 слов, он может допустить 15 ошибок и не потерять балл.
Желаем всем ученикам 11-х классов успешной сдачи итогового сочинения!